Золотая осень — лучшее время для путешествия в Санкт-Петербург и его окрестности. Рассказываем о главной достопримечательности Петергофа — Большом дворце и его Церковном корпусе

Дом-легенда: Большой дворец в Петергофе (1747–1751)

Вид Церковного корпуса со стороны одного из входов в Верхний парк.

Фото

Игорь Сычев

Большой дворец в Петергофе, во время войны обращенный в руины, восстанавливали несколько поколений реставраторов. В 2011 году 60-летняя эпопея была завершена — именно тогда для посетителей открылась последняя часть дворца, закрытая все эти годы, Церковный корпус.

Дом-легенда: Большой дворец в Петергофе (1747–1751)

Большой дворец Петергофа после Великой Отечественной войны.

Построен он был по повелению «веселой царицы» Елизаветы Петровны: пламенная страсть к балам и нарядам парадоксально сочеталась в ней с искренней набожностью. При перестройке старого Петровского дворца она приказала добавить к строению два новых корпуса — Гербовый и Церковный. С основным зданием их соединяли крытые галереи. Придворная церковь находилась на втором этаже нового крыла — такое расположение обеспечивало удобный доступ в храм из парадных залов.

Дом-легенда: Большой дворец в Петергофе (1747–1751)

Иконостас церкви, как и ее интерьеры, выполнен по проекту Франческо Бартоломео Растрелли.

Фото

Игорь Сычев

Проект перестройки и надзор за строительством был поручен любимцу императрицы, будущему автору Зимнего дворца Франческо Бартоломео Растрелли. Украшением церкви под руководством итальянца Валериани занимались лучшие русские художники, в том числе знаменитый Иван Вишняков.

Освящение храма назначили на 29 июня 1751 года, но из-за большого количества сложных живописных, резных и позолотных работ строители, как водится, выбились из графика. Открытие отложили до 10 сентября. Новый храм освятили в честь апостолов Петра и Павла — небесных покровителей императора Петра I. Елизавета не упустила случая лишний раз заявить о себе как о продолжательнице славных дел августейшего родителя.

Дом-легенда: Большой дворец в Петергофе (1747–1751)

Дубовая лестница ведет в церковный зал, расположенный на втором этаже Церковного корпуса. Церковь и трапезную разделяет трехпролетная арка.

Фото

Игорь Сычев

Интерьер церкви сохранялся в первозданном виде до начала XX века. Пышность ее убранства поражала современников. «Внутренняя отделка церкви весьма изящна и богата», — отмечали мемуаристы. По словам М. Измайлова, написавшего в 1909 году путеводитель к 200-летию Петергофа, в придворной церкви насчитывалась 1751 икона — «по числу года освящения храма».

В стенах церкви происходили самые знаменательные события в жизни императорской семьи. Здесь совершали праздничные литургии, служили панихиды по усопшим императорам, крестили и венчали, отмечали победы русских войск. Детей последнего императора Николая II крестили здесь же: в 1897-м — Татьяну, в 1899-м — Марию, в 1901-м — Анастасию, а в 1904-м — наследника престола Алексея. Это была самая торжественная церемония крещения за всю историю церкви. Младенца привезли во дворец в парадной золоченой карете, запряженной восьмеркой белых лошадей, для подготовки к таинству разработали особый церемониал.

Дом-легенда: Большой дворец в Петергофе (1747–1751)

Фото

Игорь Сычев

Самая торжественная церемония состоялась в 1904 году, когда крестили цесаревича Алексея

Дом-легенда: Большой дворец в Петергофе (1747–1751)

Фото

Игорь Сычев

После революции 1917 года мемориальная церковная утварь с гербами Петергофа и ценные иконы были утрачены, а во время Великой Отечественной войны Церковный корпус оказался почти полностью разрушен. В 1950-е был восстановлен лишь фасад, однако в «урезанном» виде — вместо пяти глав построили всего одну, взяв за основу один из предварительных вариантов проекта Растрелли.

Историческое пятиглавие было возвращено церкви лишь в 2003 году. Сразу же после этого начались работы по воссозданию интерьеров. В распоряжении реставраторов были крайне скудные материалы: цветная акварель художника Э. П. Гау середины ХIХ века, несколько довоенных черно-белых фотографий и немногочисленные фрагменты утраченной отделки. Церковь была открыта 12 июля 2011 в день св. апостолов Петра и Павла спустя ровно 260 лет после ее освящения.

Дом-легенда: Большой дворец в Петергофе (1747–1751)

Живопись плафонов, выполненную Иваном Вишняковым и другими русскими художниками под руководством Джузеппе Валериани, воссоздавали по акварелям и фотографиям.

Фото

Игорь Сычев

По преданию, в церкви насчитывалась 1751 икона — «по числу года освящения храма»

Дом-легенда: Большой дворец в Петергофе (1747–1751)

Резной декор церкви и дворца выполнялся одной командой мастеров. Перед реставраторами стояла непростая задача восстановления мельчайших деталей.

Фото

Игорь Сычев

Галина Сычева

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *